Что же такое Национальная киберфизическая платформа, как она устроена?
Попробуем последовательно развернуть все составляющие платформы — от ее технологического базиса к общественной инициативе (см. рисунок 1).
Платформа образовательных игр «Берлога»
Технологическая платформа
Методологическая и дидактическая платформа
Общественно-государственная инициатива
Рисунок 1: Иерархическая структура Национальной киберфизической платформы
Первая и самая простая часть — игровая платформа «Берлога»
«Берлога»— не просто серия игр, но целая платформа, включающая открытые библиотеки для создания образовательных игр и сервис игровой статистики, используемый для объединения достижений из разных игр и оценки развития не только общих для разных игр персонажей, но и самого игрока. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ в процессе игры школьнику предлагают записаться на онлайн или очные образовательные мероприятия, деятельное участие в которых позволит ему перенести конструируемые в кружках объекты —коптеры, спутники, электронные приборы —в виртуальное пространство игр. Развивать игрового персонажа можно и за счет участия в олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и т.д., в том числе и онлайн — вне зависимости от региона проживания пользователя. Игра будет мотивировать начинающих участников осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Свои реальные достижения школьник может не только засчитывать в игре, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу цифровых портфолио на платформе «Талант».
Большая часть составляющих «Берлоги» уже были апробированы в рамках деятельности Кружкового движения НТИ за последние несколько лет: модель технологических кружков; образовательные программы и продукты по тематикам НТИ и Национальной технологической олимпиады, созданные российскими разработчиками; инструменты массовой подготовки наставников; платформа «Талант», которая накапливает «цифровой след» с достижениями технологически ориентированных подростков. Национальная киберфизическая платформа «Берлога» объединяет эти элементы в единую экосистему — доступную и понятную школьникам, педагогам, руководителям в сфере образования и родителям.
на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных видеоигр разных жанров, объединенных общим сюжетом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. «Берлога» становится точкой входа школьников в технологическое образование, помогает заинтересовать их сложным содержанием новых профессий, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам — в «Берлоге» школьник может программировать прямо в игре, получая таким образом уникальные возможности, недоступные другим игрокам, а также развивать персонажа за счет участия в реальных образовательных мероприятиях.
- киберфизический характер создаваемых в рамках платформы систем предполагает, что проектируемая система никогда не ограничивается цифровым представлением, ведь наиболее интересные эффекты, которые необходимо учитывать в ходе создания прибора/системы, происходят на границе цифрового и физического мира, а значит в платформе должны быть инструменты разработки, обеспечивающие работу с изменяемыми моделями, онтологиями, визуализацией процессов и т.п.;
- создание условий для максимального включения разработчика в весь технологический процесс создания прибора или системы: от проектирования до распределенного производства и тестирования — через реализацию сквозных методологий проектирования и производства, которые должны найти отражение в платформе; это позволит обеспечить применение платформы не только в образовании или энтузиастами, но и в индустрии;
- сочетание различных парадигм программирования, в том числе с применением специальных графических языков и сред, включающих прозрачные для пользователя генераторы программного и машинного кода, что позволит преодолеть существующий сейчас разрыв между различными профессиональными позициями, включенными в создание новых систем – программистами, конструкторами, дизайнерами и др. – и находящимися в собственных предметных и профессиональных представлениях; соответственно, специальная поддержка коллективных способов работы как при написании программ и совместном проектировании электронных устройств и систем;
- поддержка множества аппаратных архитектур, в том числе открытых (таких как RISC-V), а также конкретных их реализаций в виде чипов от различных производителей, ведь в ситуации отсутствия популярных отечественных микроконтроллеров и архитектур платформа должна быть открытой для интеграции любых существующих и разрабатываемых решений;
- прозрачность и открытость архитектуры платформы, открытый код программной части платформы, что позволяет вовлечь в ее развитие широкие круги энтузиастов, представителей системы образования, науки и бизнеса, причем не только из России, но и со всего мира;
- модульность и последовательное развитие платформы — без чего невозможна реализация такого широкого набора требований.
Игровую платформу «Берлога» можно рассмотреть в качестве составляющей технологической платформы, которая направлена на создание новых аппаратно-программных систем. Национальная киберфизическая платформа на этом уровне включает в себя технические стандарты, открытые библиотеки, инструменты разработки программ, а в будущем — и широко доступные отечественные контроллеры и популярные компоненты цифровых приборов. Такая технологическая платформа призвана обеспечить непрерывный переход между первым опытом, полученном в игре, освоением необходимых будущему разработчику компетенций, возможностью создавать реальные приборы и системы без изменения рабочего инструментария. Поэтому в основу технологической платформы кладутся следующие принципы:
Реализация технологической платформы началась в 2023 году со встроенных в игры графического языка событийного программирования и открытой среды разработки широкого назначения (IDE), но будет продолжена с участием коалиции ведущих технологических команд, экосистемы компаний Национальной технологической инициативы, лидирующих предприятий и научных институтов.
Рассматривая следующий уровень на схеме, игровая и технологическая платформы реализуют новые принципы и методологии разработки приборов и систем, опирающиеся на понятие киберфизики. Это становится необходимо, поскольку распространенный подход к проектированию, когда программисты, схемотехники и дизайнеры живут в собственных профессиональных мирах, используют различные инструменты и как правило не удерживают общие онтологии, модели и видение всего проекта в целом, не позволяет выращивать профессионалов, способных совершить прорыв и обеспечить создание новых технологий. Существующие индустриальные попытки закрыть данный разрыв — специальные методологии разработки, такие как UML или системная инженерия, и связанные с ними программные инструменты — так и не стали широко распространенными на всех этапах подготовки специалистов — от школьников и энтузиастов до науки и промышленности.
Таким образом, Национальная технологическая платформа должна стать не просто технологическим пакетом, но средой для формирования инженерного мышления, способной обеспечить бесшовное освоение и применение новой сквозной парадигмы разработки пользователями разного уровня подготовки. Это можно реализовать, если включить в рассмотрение сферу образования. Распространенный сейчас подход к обучению школьников заключается в том, чтобы адаптировать инструменты и подходы к возрасту пользователей, в результате чего мы имеем внутренне несовместимый опыт применения графического языка Scratch для первых шагов в программировании, LEGO для знакомства с робототехникой, Arduino для перехода от конструкторов к собственным электронным устройствам и т.д. Полученный таким образом опыт не применим в реальной разработке, а потенциал формирования фундаментальных знаний за счет овладениями этими массовыми инструментами очень мал.
- проведение регулярного национального конкурса новых приборов, создаваемых по техническим заданиям от ведущих предприятий с учетом актуальных вызовов, — такой конкурс должен быть ориентированного прежде всего на молодежные коллективы, студенческие КБ и школьные кружки;
- поддержка распределенных форматов производств и соответствующих бизнес-моделей, в том числе на новых экономических принципах, позволяющих объединить усилия предпринимателей, энтузиастов и лидеров отечественной индустрии.
Напротив, Национальная технологическая платформа направлена на применение новых инструментов не только в ходе учебы, но и при создании школьниками и студентами собственных продуктов, исследований и сложных проектов. Но более важно, что благодаря освоению, а затем и применению школьниками новых концепций, таких как киберфизика, мы сможем заложить основы фундаментальной подготовки будущих инженеров и генеральных конструкторов, сформировать интерес к традиционным учебным предметам и к совместному проектированию сложных систем, вырастить команды, способные создавать конкурентные технологические продукты. Кружки, инженерные соревнования, исследовательские конкурсы, хакатоны и проектные школы дают пространство для применения новых образовательных технологий, которые уже давно развиваются и применяют в экосистеме технологических кружков России. А значит, платформа должна создаваться в связке с новыми образовательными методиками, направленными на включение нового содержания в общее и профессиональное образование. В опоре на лучшие подходы в образовании (например, мыследеятельностную педагогику, проектное обучение и др.) в рамках Национальной киберфезической платформы будет собираться банк рекомендуемых образовательных программ и методических пособий, календарь образовательных мероприятий и система рекомендаций для детей и наставников. Такая платформа позволит построить бесшовную подготовку будущих профессионалов и адаптировать существующую в России экосистему инновационных приборов и систем (в т.ч. в сфере образования) под задачу обеспечения технологического суверенитета страны. По значимости влияния на систему образования страны проект Национальной киберфизической платформы должен превзойти пример внедрения урока «Информатика» в советскую школу.
На самом высоком уровне рассмотрения Национальная киберфизическая платформа представляет собой общественно-государственную инициативу по обеспечению в России технологического и кадрового суверенитета, в том числе посредством выращивания отраслей по созданию новых приборов и систем самого разного назначения. Уровень масштаба решаемых задач потребует государственного участия как на уровне федеральных министерств и соответствующих программ, а также отдельных регионов с соответствующей технологической и кадровой политикой.
Но не менее важна и роль общественной инициативы в запуске новой платформы. В начале XX века общественный энтузиазм уже стал опорой технологического рывка Советской России. И сейчас в ситуации беспрецедентного вызова для российского государства, значительное внимание при проектировании платформы должно быть уделено выращиванию и поддержке низовых инициативных групп, молодежных конструкторских бюро и сетевых принципов коллективного создания продуктов, получающих все более широкое распространение с развитием цифровых инструментов. Так, в экономической логике Национальная киберфизическая платформа призвана максимально вернуть контроль над средствами производства самим разработчикам и осуществить построение на различных уровнях хозяйствования переход к построению распределенных инфраструктур, способных к малозатратной деятельности, повышению результативности в пересчете на затраченное время, а также повышение прозрачности и адаптивности производственных процессов.
Реализация общественной-государственной инициативы требует создания специальной поддерживающая системы форматов и мероприятий для Национальной киберфизической платформы. К таким поддерживающим процессам можно отнести:
- интеграция содержания платформы с направлениями Национальной технологической олимпиады, национальных технологических проектов (таких как НТИ, БАС и др.), других государственных программ;
- создание и поддержку банка открытых решений на базе платформы, объединяющего лучшие практики, всю необходимую документацию и код программ под открытой лицензией, как инструмент поддержки сообщества энтузиастов и наставников;